Все о людях и для людей с ментальными особенностями развития и ОВЗ

 

kom.drugayarussia@gmail.com (комм.отдел)

 

drugayarussia@gmail.com (редакция)

 

Выставка "Грядущий мир: экология как новая политика 2030-2100

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ:
«ГРЯДУЩИЙ МИР: ЭКОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ПОЛИТИКА. 2030–2100»
28 июня — 1 декабря 2019
 
Участники: Ким Абелес, Джон Акомфра, Элин Мар Эйен Вистер, Тури Вронес, Бен
Вудард, Гинтс Габранс, группа «Гнездо», Карел Дюжарден, Хельге Йордхейм, Маурицио
Каттелан, Сергей Кищенко, Ле Корбюзье, Лоуренс Лек, Михаил Матюшин, Эдвард
Майбридж, Александр Образумов, Дан Пержовски, Лия Пержовски, Патриша Пиччинини,
Анастасия Потемкина, Саломон ван Рёйсдал, Саша Пофлепп, Лор Пруво, Джон Рафман,
Памела Розенкранц, Марта Рослер, Боряна Росса и Олег Мавроматти, Тита Салина,
Томас Сарасено, Аллан Секула, Денис Синяков, Виктор Скерсис, Сунь Юань и Пэн Юй,
Хейден Фаулер, Джеймс Ферраро, Билл Фонтана, Ханс Хааке, Хуан Юн Пин, Сюзан
Шуппли, Герри Шум, Даг Эйткен, Макс Эрнст, Мелла Ярсма, Allora & Calzadilla, Critical Art
Ensemble, Driessens & Verstappen, finger, Numen/For Use, Rimini Protokoll, Studio Drift и
Wooloo.
 
Масштабный выставочный проект «Грядущий мир: экология как новая политика.
2030–2100» объединит исторические и новые произведения более 50 авторов из
России и всего мира и займет все пространство Музея. Проект обращен к будущему,
точнее, к грядущему — будущему, которое находится в становлении и в котором
экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов.
Обозначенный в названии выставки временной промежуток отсылает к двум датам из
области научно-популярного знания и классики научной фантастики. Так, согласно
многим прогнозам (в частности, известного эколога и демографа Пола Эрлиха) датой
исчерпания мировых запасов нефти и, соответственно, окончания нефтяного века был
2030 год. С другой стороны, 2100 годом известный писатель-фантаст Артур Кларк
датировал в 1960-е возможность заселения человечеством других звездных миров и
достижения бессмертия. Таким образом, выставка отсылает к непродолжительному
периоду в будущем, когда людям придется смириться с тем, что «у нас нет другой
планеты» (знаменитый слоган экологов «there’s no planet B») — вплоть до воображаемого
момента, когда развитие технологий сделает колонизацию других миров возможной.
Поэтому, с одной стороны, речь идет о спекулятивном будущем, хронологические рамки
которого очерчены утратившими актуальность прогнозами и отражают всю
«неустойчивость» нашего знания о нем. Вместе с тем мы исходим из «перформативного»
понимания будущего, которое конструируется в настоящем времени и зависит от наших
действий сейчас. Как заметил теоретик и критик искусства Ти Джей Демос в статье
«Искусство после природы» (2012), «подобно тому, как природа больше не
воспринимается как изначальная, чистая, отдельная от человека сфера, так и автономия
искусства перед лицом экологической катастрофы представляется все более
сомнительной».
 
«Грядущий мир» разворачивается вокруг двух тем — охраны окружающей среды и
расширенного понимания экологии. Первая настаивает на том, что вопросы изменения
климата, исчезновения биологических видов, загрязнения, возобновляемости природных
ресурсов, перенаселения и т. д. не могут больше восприниматься как побочные и
несущественные и должны приобрести решающее значение в политике повседневности:
производстве, потреблении, образовании и досуге. В свою очередь, расширенное
 
понимание экологии подразумевает тесную связь биологических, технологических,
социальных и политических экосистем. Экология при этом понимается как непрерывное
взаимодействие человека, неживой природы и других биологических видов, то есть
перформативно, как «экология в действии». Это позволяет мыслить природу не только в
абстрактных, но и в конкретных, активных и взаимозависимых категориях — через
повседневное взаимодействие с ней.
 
Первым проектом «Грядущего мира» станет премьерный показ шестиканальной
видеоинсталляции Джона Акомфры «Пурпур» (15 июня — 17 ноября). Соединив
архивные киноматериалы и новые съемки, сделанные на различных континентах,
британский художник создал впечатляющую видеосагу о глобальном изменении климата
и его последствиях для человечества и биоразнообразия планеты.
 
На выставке будет представлен ряд исторических работ, намечающих поворотные вехи
во взаимоотношениях искусства и природы — от гобеленов XVI века, где впервые
природа виделась вне контроля человека, до начала пейзажного жанра в голландской
живописи XVII века и разработок «органической культуры» в русском авангарде до
произведений ленд-арта, возникшего в 1969 году, когда природные материалы как
таковые стали полноправным медиумом современного искусства. Полвека назад
развитие ленд-арта и энвайронмента совпало с растущим общественным интересом к
охране окружающей среды, что привело к рождению экологической политики на
государственном и гражданском уровнях. За те же полвека искусство пережило сложную
историю отношений с экологией — от объективации природы до понимания ее в качестве
системы (например, в инсталляции «Циркуляция» Ханса Хааке), от иронии по поводу
экориторики (как в «Минуте недышания в защиту окружающей среды» группы «Гнездо»)
до практических предложений для реальной жизни в проектах датского коллектива
Wooloo.
 
Наряду с подлинными свидетельствами недавних антропогенных катастроф (серия
«Черный прилив / Marea Negra» Алана Секулы) или преступными умолчаниями о них
(инсталляция «Замедленный распад» Сюзан Шуппли) на выставке представлены
проекты, созданные при участии животных как агентов новых отношений и новой
парадигмы сосуществования природы, человека и нечеловеческих видов (Томас
Сарасено, Хейден Фаулер), а также различные сценарии будущего, связанные с
научными прогнозами и теориями.
 
«Грядущий мир» позволяет осознать экологический дисбаланс, который по большей
части создан деятельностью человека и который многие из нас стараются не замечать в
силу его абстрактно-огромного масштаба и безлично-далекого измерения. Предлагая
встретиться с ним лицом к лицу, выставка, с одной стороны, работает с этим
вытеснением, обнаруживая его симптомы в разных стадиях тревожности или отрицания,
и вместе с тем предлагает своеобразную проработку и терапию нашей общей
«экотравмы». И хотя экологические проблемы, как правило, относят к сфере реальной
жизни и политической практики, искусство в этом отношении является уникальным
«проводником». Искусство играет свою роль в производстве образов, заряженных
будущим, а его агенты способны обнаруживать неочевидные связи, соединять различные
типы знания, интересы и компетенции, воплощая тем самым экологический образ
мышления. В конце концов, именно экологическая повестка в современном мире
 
является самой универсальной, ибо только она способна объединить людей во всем
мире, позволяя им ощутить крохотное личное действие как политическое.
 
Выставка организована в диалоге с художниками и активистами и переосмысляет в
экологическом ключе саму выставочную практику. В частности, архитектура выставки
построена на принципе переработки архитектурных конструкций от предыдущих
экспозиций. В стремлении снизить оставленный выставкой углеродный след кураторы
отказались от транспортировки произведений там, где это было возможно, и часть работ
воссоздана по инструкциям художников (Марта Рослер, Тита Салина). 14 работ будут
созданы специально для выставки и 10 работ представляют собой новые версии
существующих произведений. Некоторые из них созданы в непосредственном
сотрудничестве с местными экспертными сообществами — заводчиками пчел,
исследователями медуз, специалистами по очистке воды и т. д. Отдельные проекты
связаны с художественными стратегиями на пересечении с социальным действием —
например, открытое для участия сообщество Human Hotel группы Wooloo
(www.humanhotel.com). Ответственно подходя к печатной продукции, команда проекта
отказалась от печатных буклетов, однако к выставке подготовлен цифровой каталог,
мобильный и аудиогиды, а также разработанный инклюзивным отделом Музея
видеословарь экотерминов на русском жестовом языке.
 
В рамках программы Garage Atrium Commissions в Атриуме Музея будет представлена
новая работа китайского художника Хуан Юн Пина «Американская кухня и китайские
тараканы. 1959–2019», отсылающая к знаменитым «кухонным дебатам» между Ричардом
Никсоном и Никитой Хрущевым на открытии Американской национальной выставки в
Москве в 1959 году. Среди масштабных иммерсивных инсталляций, представленных на
«Грядущем мире», будут «Сад» Дага Эйткена, WIN><WIN группы Rimini Protokoll и работа
«Вы не могли бы передать мне соль?» Анастасии Потемкиной.
 
На открытии «Грядущего мира» в рамках программы Garage Live состоится сайт-
специфик перформанс норвежской художницы Тури Вронес. Кроме того, акцент на
перформативные работы внутри экспозиции (Хейден Фаулер, Мелла Ярсма) призван
сообщить зрителю более прочувствованное ощущение мира, связей между человеческим
и природным.
 
Выставка организована Снежаной Кръстевой и Екатериной Лазаревой, кураторами
Музея «Гараж»
 
Инсталляция Джона Акомфры «Пурпур» создана по заказу галереи Барбикан (Лондон)
совместно с Музеем картин (Умео, Швеция), Академией TBA21 (Вена), Институтом
современного искусства (Бостон), Музеем коллекции Берардо (Лиссабон) и Музеем
современного искусства «Гараж».
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» — место, где встречаются люди, идеи и
искусство, чтобы создавать историю. 
Основанный в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем Музей является первой в
России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и
культуры. Широкая программа выставочной, образовательной, научной и издательской
 
деятельности, проводимая Музеем, отражает актуальные процессы, происходящие в русской и
международной культуре, и создает возможности для публичного диалога, реализации новых
художественных проектов и их критического осмысления. Центром этой деятельности является
коллекция Музея — первый в стране архив, посвященный истории современного русского
искусства с 1950-х годов до наших дней.
 
Первоначально институция размещалась в знаменитом здании Бахметьевского автобусного
парка в Москве (в честь которого и получила свое название), спроектированном архитектором-
конструктивистом Константином Мельниковым. В 2012 году Музей «Гараж» переехал в Парк
Горького, во временный павильон, созданный японским архитектором Шигеру Баном. Еще
через год рядом с павильоном открылся Образовательный центр Музея «Гараж». 1 мая 2014
года Центр современной культуры «Гараж» перешел в статус Музея современного искусства
«Гараж».
12 июня 2015 года Музей «Гараж» открыл свое первое постоянное здание в Парке Горького —
бывший ресторан «Времена года», памятник советского модернизма, построенный в 1968 году
и реконструированный по проекту Рема Колхаса и бюро ОМА.
 
ФОНД РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИСКУССТВА «АЙРИС» (Iris Foundation) —
некоммерческая организация, основанная Дарьей Жуковой в 2008 году для продвижения и
развития современной культуры. Благотворительный фонд «Айрис» поддерживает
деятельность Музея «Гараж» в России и во всем мире.
Музей современного искусства «Гараж» оставляет за собой право вносить изменения в
выставочный план. За дополнительной информацией просьба обращаться в пресс-службу
Музея (Александра Сербина: a.serbina@garagemca.org,+7 (926) 810-18-35).
Деятельность Музея современного искусства «Гараж» осуществляется при поддержке
партнеров: BMW, UNIQLO, «Ингосстрах».
 
BMW GROUP РОССИЯ
Концерн BMW Group уже давно ассоциируется с искусством благодаря своей легендарной
коллекции BMW Art Car, в создании которой приняли участие такие художники, как Энди
Уорхол, Джефф Кунс, Рой Лихтенштейн, Фрэнк Стелла и Сезар Манрике. С тех пор как в 1975
году французский автогонщик и ценитель искусства Эрве Пулен предложил расписать
автомобиль художнику Александру Колдеру, признанные мастера со всего мира создали на
базе автомобилей BMW 19 уникальных арт-каров. Немецкий концерн также связывает
сотрудничество с Музеем Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и долгосрочные проекты с
галереей Тейт Модерн в Лондоне и Национальной галереей в Берлине.
Музей «Гараж» вдохновляет людей на открытие нового своей ежедневной деятельностью,
направленной на популяризацию искусства и культуры. Для концерна BMW Group партнерство
с Музеем является ярким примером деятельности компании в сфере поддержки современного
искусства в России. С 2017 года BMW Group оказывает содействие одному из ключевых
проектов Музея «Гараж» — грантовой программе, а именно направлению «Искусство и
технологии».
UNIQLO
UNIQLO и Музей «Гараж» объединились, чтобы сделать искусство и моду доступными для
всех.  
 
UNIQLO разрабатывает функциональную, инновационную одежду. Основные принципы одежды
LifeWear («одежда для жизни») — высокое качество вещей, их простота, долговечность и
актуальность, независимо от стиля и образа жизни человека. 
В рамках партнерства компании UNIQLO и Музея «Гараж» с 2017 года в Музее проводится
программа UNIQLO Free Friday Nights: каждую пятницу с 17:00 до 20:00 посетители «Гаража»
могут получить бесплатный билет на выставки Музея. В магазине «UNIQLO Атриум» на 3 этаже
ТРК «Атриум» расположилась партнерская лаунж-зона Музея «Гараж», где посетители могут
отдохнуть и ознакомиться с книгами об искусстве, моде и современной культуре. Каждый месяц
в этом пространстве проходят бесплатные лекции и мастер-классы.  
В 2018 году UNIQLO и «Гараж» запустили совместную инициативу по поддержке российских
современных художников, первым участником который стала художественная группа
«МишМаш».
 
«ИНГОССТРАХ»
СПАО «Ингосстрах» работает на международном и внутреннем рынках с 1947 года. Компания
занимает лидирующие позиции среди российских страховых компаний по сумме страховых
взносов по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни. «Ингосстрах»
осуществляет все виды имущественного страхования, добровольное медицинское страхование
и страхование от несчастных случаев и болезней, установленные ст. 32.9 Закона РФ «Об
организации страхового дела в Российской Федерации», а также перестраховочную
деятельность. Компания присутствует в 149 населенных пунктах РФ. Представительства и
дочерние компании страховщика работают в странах дальнего и ближнего зарубежья.
СПАО «Ингосстрах» занимается страхованием художественных и исторических шедевров, а
также других ценных объектов. В течение многих лет компания оказывает услуги страхования
крупнейшим музеям мира, включая музей Орсе, Государственный Эрмитаж, Государственную
Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, а также многим частным
коллекционерам.
Компания уже третий год является официальным страховым партнером Музея современного
искусства «Гараж». Для «Ингосстраха» партнерство с «Гаражом» — важный этап в процессе
расширения взаимодействия с ведущими музеями России и мира. Компания страхует музейные
ценности, экспонируемые на выставках, а также совместно с «Гаражом» реализует широкий
спектр специальных программ для посетителей.

Вход на сайт

3